Можно ли представить интерьер современной квартиры или рабочего кабинета без телевизора? Без того самого "говорящего ящика",как называем мы его в обиходе? Телевидение стало неотъемлемой частью нашей жизни.
Откуда у него эта притягательная сила?
Что бы мы, телезрители ,ни говорили в адрес телевидения, как бы мы его ни критиковали, мы все равно ждем его передач, ждем последних новостей, мы возмущаемся ,соглашаемся ,но самое главное- мы смотрим!
Телевидение как средство массовой информации существует более полувека, Однако за такой небольшой по историческим меркам промежуток, оно стало одной из важных социальных потребностей человека. Ни одно из существующих ныне СМИ не может сравниться с телевидением по величине и силе влияния на общественные процессы.
Сегодня огромное количество телеканалов могут удовлетворить вкус самых притязательных зрителей. Вместе с тем появилась проблема выбора.
Барабаня по кнопкам пульта ТV, зритель доводит несчастный прибор до исступления, не зная ,на чем остановиться. Не исключение в этом ряду и наша республика.
Однако среди всех существующих каналов, первым был и остается Дагестанская Гостелерадио компания…..
…Говорят ,началось все с открытого письма группы комсомольцев, которая обратилась в Радиокомитет:»Когда же у нас в Дагестане будет свое телевидение?»
И вот, в 1956 году началось строительство….
В первую очередь строились телевизионная башня, уже потом аппаратно-студийный комплекс.
Партийное руководство, во главе с Абдурахманом Данияловым, обратилось в Ленинградпросьбой прислать самую лучшую бригаду.
В это же время в Брюсселе проходит выставка телевизионной техники, где нашу страну представляли лучшие специалисты из Ленинграда. Именно эта бригада, не заезжая домой, приезжает в Дагестан. Работали днем и ночью, жили в недостроенном тогда корпусе.
8 Марта 1960 года было решено произвести техническую пробу первого выхода в эфир.
Чуть позже,с августа месяца, начался постоянный показ художественных, документальных и мультипликационных фильмов на широкой пленке, которые получали в кинопрокате.
Но это все еще была подготовительная работа к официальном открытию. Постепенно набирался и штат телевизионных работников.
Они были первыми, они заложили фундамент дагестанского телевидения :
Александр Барабаш – директор строящегося Телецентра,
Николай Набоков – главный инженер,
Изабелла Кек – начальник смены,
Евгения Степанова- начальник цеха.
Именно у них учились все последующие инженеры. Итак, технический фундамент готов, теперь самая главная сторона телевидения –творческая.
Первый творческий штат:
Ахмедхан Абу-Бакар- главный редактор,
Наум Лещинский- старший редактор, который через короткое время сменил Абу-Бакара и возглавил общественно- политическое вещание,
Абдурахман Гаджиев –редактор,
Евгений Федорченко- телеоператор,
Ширин Ширинов
и Тимур Султанов- режиссеры.
Бригада готова. Назначен день выхода в эфир.
15 октября 1960 года. вышла в эфир первая дагестанская передача.
С этого дня ведется летоисчисление дагестанского телевидения.
О чем же была первая передача? О вольной борьбе. В эти дни на стадионе «Динамо» шло первенство России по вольной борьбе. Наши спортсмены, тогда еще молодые Али Алиев и Юрий Шахмурадов одержали победу. Было решено привезти их в студию, где не было ничего, кроме камер.
Поставили два стула. На один сел главный тренер сборной СССР Крутковский (который вел передачу), на другой поочередно садились спортсмены.
Без диктора, целых 40 минут эфира. Так была одержана первая телевизионная победа.
Начались каждодневные будни дагестанского телевидения, вещали с 18.00 до 23.00 часов. И только с 1965 года, когда было завершено строительство радиорелейной линии из Москвы, наш зритель начал смотреть всесоюзную программу.
Кого бы мы не спрашивали из старожил, все без исключения отмечали одну самую важную особенность тех лет : все передачи шли «живьем»,в прямом эфире…А все объяснялось очень просто- не было пока видеозаписи.
Все пять часов, пока шел эфир , студия ,а это значит - телеоператоры, помощники режиссеров, режиссеры, инженеры, звукорежиссеры – находились в предельном напряжении, все должно пройти без единой заминки и паузы.
В передачах порой участвовало до 10 человек, коридоры были заполнены,а в студии стояла мертвая тишина….
В 60-е годы были уже свои популярные программы –«Как дела, сосед?»- в ней участвовали районы, которые делились своими достижениями, обменивались приобретенным опытом, а к 50- летию Октября провели цикл передач под общим названием «Эстафета Октября»,отличительной чертой которой был переходящий кубок.
Это что касается общественно- политического вещания,а ведь есть еще художественное, куда входили : литературно- драматическая, музыкальная и детская редакции.
В то время эти отделы возглавлял Герейхан Палчаев – автор первых документальных фильмов о Дагестане. Главным режиссером была Маргарита Злобина – женщина энергичная и инициативная. Она же организовала студию телевизионного актера.
Тогда в прямом эфире шли спектакли дагестанских театров на всех языках, зачастую с одновременным переводом на русский язык. А когда театры не могли приехать, постановки делались собственными силами. И многие из тех актеров так и не смогли расстаться с телевидением, среди них и телеоператоры Муртуз Абакаров и Анатолий Швачий.
Одна из последних постановок- это «Фронтовые записки» по Эффенди Капиеву, режиссер Абдурахман Алиев.
Работать с техникой тех лет было не так –то просто, хотя надо отметить, что на тот период она была самой современной.
Аппаратура была ламповой и очень тяжелой. Телекамеры были огромные, на колесиках, но попробуй катить ее в гуще людей во время эфира и успеть взять интересный кадр.
Одной из самых главных передач, как и сейчас, была информационная программа. Тогда она называлась «Новости». Начиналась с заставки на пюпитре под музыку Алхазова –марш «Горец Дагестана». Периодичность была- два раза в неделю, потом три, а уже гораздо позже- ежедневно…
Но не надо думать, что прямой эфир был так уж беден. Нет. Во-первых, у каждой передачи был свой видеоряд- фотографии, картины, вырезки из журналов, которые тщательно подбирались помрежами.
А еще было кино! Нет, это не то кино,о котором вы подумали, Это сюжеты, которые снимались на узкую пленку. Основателем киногруппы и киноцеха дагестанского телевидения стал кинолюбитель Марк Еремеевич Виленский.
Первая кинокамера «Адмира»- никто не помнит, откуда она взялась – была любительская и малопригодная для профессиональной работы. Но…все равно снимали. Начали с 1 сюжета в месяц, затем количество постепенно росло. Только спустя чуть больше двух лет получили немецкую кинокамеру «Пентофлекс»,а еще позже –отечественные «Красногорск».
Первыми кинооператорами были Казимир Мусницкас, Адиль Батырханов,Алексей Шишкин.
Снимали монтажно и без дублей, ведь пленка была большим дефицитом. Это очень мешало, но и дисциплинировало. По отснятому материалу можно было узнать, кто оператор- Тагир Имангазалиев, Александр Александровский, Виктор Мамиев или же Раджаб Раджабов, у каждого был свой неповторимый почерк.
Картинка- это хорошо, но она без звука, сама по себе, не более, чем немое кино.
Царством звука, фонограмм, шумовых эффектов управляли звукорежиссеры. У каждого из них постепенно собиралась своя фонотека. Первыми среди них были Гамид Мустафаев, Геннадий Бабаев, Света Борцова, Женя Османова, Анна Ожогина,к которой до сих пор приходят авторы и режиссеры, с просьбой подобрать звукоряд…
В начале 70-х годов полностью меняется техника в аппаратном блоке. Картинка по- прежнему черно- белая, но киносюжеты идут в эфир с собственным звуком, а не с дикторским сопровождением.
Меняется не только техника, меняется в какой-то степени творческий состав студии,а следовательно появились и новые передачи. Среди общественно- политических это «Сирена» и «Наша почта»,а так же городская программа «7 дней Махачкалы». Немало новых передач,а значит и личностей, которые их создали.
Александр Назаревич, для всех он был просто Саша или Назар. Все, кто работал с ним, отмечают не только его отличные журналистские качества, но и человеческие : порядочность, чистоту, искренность….ОН пробовал себя и в драме,и в молодежных передачах, был первым ведущим «7 дней Махачкалы», а последние годы жизни проработал в редакции народного хозяйства.
В городской программе появляется новый ведущий, Ильман Алипулатов- новое лицо у передачи. С тех пор многое изменилось в телевизионной судьбе Алипулатова. Он прошел путь от редактора в 70-х до зам. Председателя по общественно- политическому вещанию. Но Ильман Субханович по-прежнему дружен с телевизионным эфиром, уже являясь автором и ведущим аналитической программы «Акценты»,где вместе с другими корреспондентами пытается расставить акценты на происходящих в республике событиях.
В это же время наступает эпоха «Железного Феликса» на дагестанском телевидении. Так называли председателя Телерадиокомитета Феликса Аванесовича Астратьянца.
Это был жесткий и требовательный руководитель, великолепный организатор. Его побаивались, но и любили. Феликс Аванесович был буквально влюблен в телевидение, можно сказать, дневал и ночевал в студии. С ним можно было и поспорить, он одобрял любую задумку, охотно поддерживал, но обязательно требовал и исполнения. Феликса любили не только за профессионализм, но и за чуткость, он помогал не только в работе, но и в сложных жизненных ситуациях работников.
При нем авторитет телевидения так вырос, что приходило огромное количество писем с просьбой о помощи. Телевидение было последней инстанцией, которая могла и действительно рашала многие проблемы телезрителей. Так появилась передача «Наша почта» с ведущим Феликсом Астратьянцем.
Руководство художественным вещанием берет в свои руки Погорельская Людмила Леонидовна- человек, преданный телевиденью, не представляющий себя без него. Благодаря ей в фондах компании сохранились традиции и обычаи всех народов и народностей Дагестана, под одним общим названием «Истоки».
Здесь, в художественном вещании в детской редакции начинает свою творческую карьеру 1-й заместитель директора компании Салам Хавчаев. Им создаются новые передачи для детей, конкурсные программы «На старт», которые появились значительно раньше, чем московские и немецкие подобного типа.
Он является одним из создателей передачи, имеющей огромный общественный резонанс – «ТОКС ведет поиск», предварившей жанр популярной когда-то центральной «От всей души».Встречи, неожиданности,слезы…
Он проявил себя и в жанре интервью. В его журналистской коллекции политики, видные общественные деятели, писатели, художники, ученые, спортсмены
80-е годы переломные не только в жизни всей страны, но и нашего телевидения. После московской олимпиады вновь обновляется техника. И главная особенность- это цвет. И вновь параллельно с техническими новшествами появляются новые заметные личности на телевидении. Молодые, бойкие журналисты, полные идей и замыслов, да и время было необычное, шла перестройка, в которую многие тогда поверили безоглядно.
Пришли тогда на студию пока неизвестные телезрителям Алик Абдулгамидов, Федор Завьялов, Расул Микаилов, Юра Сафронов, Загир Арухов, но неизвестные-пока… С их появление возникает передача «5-й угол». В этот период это была самая острая передача среди молодежи- аналог видовского «Взгляда».
В художественном вещании укрепляется режиссерский состав такими ассами своего дела, как Саша Мелентьев, Саша Гентелев,а позже Карен Арзуманов. Благодаря им делаются творческие эксперименты. Так появляется «Экспериментально- творческое объединение» и «Театр- студия»-школа телевизионного актера.
Что касается музыкальной редакции, то здесь всегда будут помнить мягкую улыбку, добрый юмор Казбека Караева. Он отличался сдержанностью, тактом в общении, ненавязчивым ведением в эфире. С ним на анши экраны пришла дагестанская эстрада, в то же время он считался знатоком народной музыки.
Лена Петросова- ее узнают всегда и везде по еженедельной программе «О вас и для Вас»…Но больше всего ее ценили и любили ветераны войны. Проработав больше двух десятков лет, у нее собрался уникальный киноархив ветеранов Дагестана.
Наступило четвертое десятилетие существования дагестанского телевидения…90-е годы не стали исключением- все проблемы, изменения , происходящие в стране и республике отражались, как в зеркале, на студии.
Во- первых, что касается техники, без которой телевидение, как без рук- постепенно исчезает кино, а на смену ему приходит видео. Используется как бытовая (VHS) аппаратура , так и профессиональная- Betacam, Betacam SP. Эти названия мало о чем говорят зрителям, но этой технике так радовались на студии. Какое это удовольствие, когда получаешь качественную картинку в эфире.
Отличительной чертой художественного вещания становится создание так называемых «фондовых» передач, т. е. таких, которые оставят память о сегодняшних днях для будущих поколений. И что бы сохранить фольклор и принимается решение –открыть еще одну редакцию –«Наследие» под руководством режиссера Юсупбега Шахназарова.
Режиссер Фатах Курбанов положил начало циклу передач «С камерой по Дагестану», отправившись в «Командировку в поднебесье»- так был назван видеофильм о Рутульском районе. Теперь не только журналисты, но и телезрители , не переступая порог своей квартиры, смогли увидеть насколько красив и уникален наш горный край.
Благодаря молодым журналистам Игорю Кантемирову, Зареме Бутаевой и режиссеру Саиде Омаровой появляется цикл передач «Цветы на льду»- о женщинах Дагестана на рубеже ХIХ-ХХ веков, уникальной судьбы, оставивших заметный след в истории. Самое интересное- им приходилось самим собирать материал и восстанавливать жизненный путь своих героинь, где с помощью очевидце ,а где и с помощью собственного воображения.
Свой вклад в сохранение языковых культуры вносила литературно -драматическая редакция. Была в ее планах работы такая программа, как литературно- художественный канал национального вещания на пяти языках Дагестана.
А для того, что бы сохранить все эти передачи и даже "черновой" материал ,который не раз потом используется, есть у дагестанского телевидения свой архив. Здесь, в двух небольших складах, на скучных полках хранится наше богатство. Это и фильмы на широкой пленке, киносюжеты, фотографии- все то, что когда-то проходило в эфире- теперь это называется "хроника". И все это "золото телевидения" бережно хранила на протяжении 40 лет Семенова Лариса Львовна.
Говорят, что мы живем сейчас при демократическом строе, во всяком случае один из его признаков явно налицо- это выборы...то в Народное Собрание, то в Госдуму РФ. И от этих выборов журналистам никуда не деться, т.к. именно телевидение может создать мнение, помочь выбрать и помочь быть избранным. Основная нагрузка в такой период работы в 90-2000 годы лежала на творческом объединении "Экран", его старшем редакторе Лейле Кахримановой и режиссере Сабине Гасанбековой.
Молодежная редакция ГТРК "Дагестан" с удивительным постоянством, т.е. по понедельникам в 20.00 часов, задает один и тот же вопрос и дает на него с такой же удивительной твердостью ответ ."Нет проблем."
За всю историю ТВ стихийное стремление зрительской аудитории к интерактивности выражалось в письмах, звонках на телестудию. Другая современная ее разновидность, когда зрители звонят в студию и тем самым как бы влияют на ход передачи. Эту систему воплотил на ТВ шеф- редактор молодежного вещания, ведущий программ "Нет проблем?!", "Антенна" "Альма матер" Мурад Абдулмукминов.
Передача называлась "Новый ракурс". Двое ведущих в течении недели вместе с экспертами программы обсуждали определенную тему под разными ракурсами. Гости менялись ежедневно, ведущие - через неделю. Телепередача шла в прямом эфире, редакторы едва успевали отобрать из множества звонков тот, что относился к теме.
В то время были в у нас в телекомпании свои спортсмены и свои экономисты. Вы , наверное, сразу представили себе футбольные матчи, бокскрские бои или работников за бухгалтерскими книгами...Подождите, не давайте волю своему воображению. Речь идет о спортивных передачах и о тех, где рассказывается об экономике нашей республики. А для этого существовала спортивная редакция и редакция "Экономики".
Главный "тренер" ГТРК "Дагестан"- Арип Аримов,
а главный "экономист"- Геннадий Фролов, автор тележурнала о сельском хозяйстве, писавший юмористические диалоги для вымышленных героев Хабар-Али и Тохта- Али .
В начале 2000-х годов редакцию экономики возглавил
Магомедбек Ахмедов
Тяжелое испытание выпало на долю Дагестана и дагестанцев в жаркое лето 1999 года. Оно надолго осталось в памяти всего российского народа. Историки, политики еше не раз будут ставить вопросы, связанные с событиями в Чечне и давать на них противоречивые ответы. А народ Дагестана знал только один ответ- никому и никогда не позволено ступать на священную землю с подлыми намерениями. Он не колеблясь, встал на защиту своих гор, своих матерей и отцов. Так же ,не колеблясь, журналисты новостной программы "Дагестан" отправились в самые горячие точки боевых действий.
Журналист Гаджи Гасанов и оператор Магомед Гаджиев были постоянными спецкорами в Ботлихском районе. Наши корреспонденты попадали и под обстрел в Новолакском районе, но это не остановило Асхада Магомедова и оператора Мурада Газиева, что бы завершить материал и успеть к вечернему выпуску. В таких же условиях работали и корреспонденты в Карамахинской зоне. А все это время на студии, с утра и до поздней ночи, слаженно работала бригада режиссеров, монтажоров, инженеров, водителей, осветитедей, машинисток. Печатали, монтировали, собирали материал.
Каждый день и в будни, и в выходные выходило ПЯТЬ спецвыпусков программы "Дагестан". Будет несправедливо, если мы не назовем всех, кто готовил репортажи в эти дни : Шамиль Амиралиев, Альбина Сункулиева, Магомед Магомедов, Альдер Гаджимирзоев, аза всеми ними стоял глваред Нажмутдин Убрынский.
Но обычный ритм жизни телевидения нарушался не раз и раньше. Стоит вспомнить о событиях в Первомайске, когда наш журналист Алик Абдулгамидов добровольно согласился стать заложником боевиков. Журналисты всегда находятся на передовой- и в военное, и в мирное время....
Производственный отдел- это целое государство в государстве. Сюда стекаются все заявки на съемки и монтаж, здесь составляется недельное расписание и каждодневный график выездов, здесь принимаются экстренные решения во время экстремальных событий. За всем этим стоит Шарапутдин Сулейманов. Он как настоящий психолог - учитывая особенности каждого работника составляет бригаду на выезд. Можно твердо сказать- от него зависит конечный результат съемочной работы.
Итак, материал отснят, но это пока черновой материал или точнее -монтажный вариант. Что же дальше? Следующий этап- аппаратные монтажа. Ушло в прошлое "кино" (кинопленка), химические реактивы, которыми проявляли пленку, ушло в прошлое молоко за вредность для монтажниц. Но работать от этого легче не стало.каждое поступление новой аппаратуры для монтажников означает учебу,с которой они быстро справляются.А если вдруг техника дает сбой, то надо найти "шефа"- асавали Магомедова,только при этом очень постараться- он нужен всем.
В компьютерной анимации готовятся "шапки", но только не те, что носят на голове, а для начала передачи, отбивки, а порой изготавливаются целые фрагменты будущих передач или ролики.
Сценарий готов, можно отправиться в студию, где записываются подводки или полностью вся передача, при условии, что она постановочная. А для того, что бы подготовить студию, существует постановочный цех, которым заведовала Людмила Колесникова, а сейчас заведует Асият Магомедова.От них зависит, как будет выглядеть макет декораций, над которыми колдовали художники, уже в натуральную величину.
Задолго до записи велась работа с художниками, декораторами ,потановщиками. Сейчас большую часть этой работы заменили компьютеры.
Исли Бултанова - один из старейших работников ТВ, Говорят ,незаменимых людей нет, но эту поговорку трудно отнести к ней. Телевизионный художник должен быть не просто художником, знающий закон цвета и света, но и закон объемности, студийного света и цветопередачи камерами. Этот профессионализм накапливается годами работы на ТВ.
Наконец передача готова полностью, можно заявить ее в эфир. Все заявки проходили через отдел выпуска, которым долгое время заведовала Фатима Абдурахманова. В ее трудовой книжке только одна запись :"Принята редактором на Дагестанское телевидение". Она составляла программу, терпеливо отвечала на все недовольные звонки телезрителей.
Каждый выход дагестанского телевидения в эфир начинался с диктора в кадре. Диктор- это лицо любого телевидения, именно он создавал необходимый настрой всего следующего вещания. Стоит вспомнить о тех, кто были первыми- Лидия Культюгина, Георгий Кеворков. Их сменили другие. Многие годы Даг TV для зрителя ассоциировалось с вечно молодой, обаятельной Галиной Дулиевой.
На смену дикторам пришло понятие -ведущий программы. Он даже если и не является автором, то во всяком случае, выстраивает ее или выражает себя в беседах с участниками передач. Личность ведущего привлекает симпатию и доверие зрителя.
....Здесь спорят, не соглашаются, обижаются , но в итоге приходят к единому мнению. И вновь продолжается творческий процесс. Как в дружной семье, есть свои традиции. Помочь в трудную минуту, порадоваться личному счастью, проводить достойно на заслуженный отдых....А соблюдать эти традиции помогает Нина Ильинична Панарина - отзывчивый человек, такая она во всем.
За порядком в любой семье следит ее глава .С 1970 по 2002 год председателем правления ГТРК "Дагестан" был Магомед Халимбекович Гамидов. Работа у него складывалась как рифма в его стихах- он народный поэт Дагестана и этим может похвастаться не каждая телерадиокомпания.
Перешагнув из века 20-го в век 21-й Дагестанское телевидение перешагнуло в другуб эпоху. На смену руководителю с 35-летним стажем, Магомеду Халимбековичу Гамидову, пришли другие- молодые, нового формата. Они желали изменить коренным образом все, забывая народную мудрость- ломать, не строить.....Каждый из них постарался внести свою лепту в модернизацию Даг ТВ. Коллектив был реорганизован, стал намного меньше, компактней. Компания с 1-го канала ушла на Российский, но то же первый.("Россия-1" )
Новостная программа стала одна - "Вести - Дагестан",выходы в эфир увеличились до 5выпусков в сутки. Стиль работы молодых корреспондентов коренным образом изменился.
Непростое наследство досталось нынешнему руководителю компании Луизе Гаджиевне Алихановой. Долгое время она была заместителем директора ГТРК по радиовещанию. Коллектив сократился втрое, компания перешла на другой канал, эфирное время уменьшилось, компания прошла полное техническое переоснащение.... В работе компании наметились новые приоритеты. Больше стало политики и информации..
Но ты руководитель и скидок нет, зрителю это все не интересно, ему нужно зрелище- свежее и захватывающее....Она стала автором и организатором десятка теле и радио проектов ,
задача которых изучение и пропаганда духовных ценностей, бережное отношение к культуре, национальным традициям и обычаям республики,
сохранени языков малых народов Дагестана.
Теперь мы будем радовать дагестанского зрителя тремя передачами в неделю на языках народов Дагестана.
В любой ситуации- будь то спорный вопрос или проблема, требующая серьезного решения- последнее, заключительное слово за руководителем...
Трудно поставить на этом точку, потому что огромное количество людей,тех, кто начинал закладывать фундамент в 60-х, тех, кто оставил заметный след в истории развития дагестанского телевидения в 70-80-х, перешел в 90-е, перешагнул в 21 век и сегодня продолжает творить для вас, как всегда остались за кадром. Мы все говорим им спасибо за их труд, энтузиазм и бескорыстную любовь к творчеству.