Главный тренер «Анжи» Сергей Ташуев в интервью официальному сайту клуба рассказал, на каких принципах строит свою работу.
– Сергей Абуезидович, что для вас означает приглашение в «Анжи»? С какими мыслями пришли в клуб?
– Прекрасно понимаю, какой авторитет сегодня у «Анжи», какая ответственность на мне, на ребятах, на тех, кто работает в клубе. Надо вернуться на позиции, которые в силу различных причин – субъективных и объективных – были утрачены. Это будет, конечно, непросто. Потому что команда, по сути, создается новая. Надо при этом учитывать реалии Футбольной национальной лиги с ее лимитом на легионеров. Нам нужны российские футболисты. В предыдущие две недели мы со спортивным директором клуба Нарвиком Сирхаевым провели большую селекционную работу. Надеемся, – даже уверены, – что создадим боеспособный коллектив, который будет бороться за выход в премьер-лигу.
– Это обычное явление – когда клуб, вылетев, сразу же ставит задачу возвращения в дивизион классом выше. Другой вопрос – степень серьезности намерений. Насколько категорично эта задача была поставлена перед вами руководством клуба?
– Для болельщиков «Анжи», для руководства клуба, для нас, перед кем поставлена задача, сейчас ситуация-триллер. Многим наверняка интересно, как мы в такой обстановке, за какой-то месяц, сумеем найти и подготовить футболистов и еще и задачу решить. Я для себя определился – нет смысла браться за работу, если не ставишь себе цель. То, что мы к этой поставленной цели будем стремиться категорично, – это стопроцентно! А насколько категорично перед нами поставлена задача… Мы все люди разумные и понимаем, что футбол – это спорт, а в спорте всякое возможно. Но даже это разумное сомнение мы отметаем, нацеливаясь исключительно на позитив.
– До начала сезона всего месяц. Вылетевшие из премьер-лиги клубы, в том числе «Анжи», оказались в ситуации жесткого цейтнота в силу необходимости искать замену покидающим их по логичным причинам футболистам. Нужно не только успеть обновить команду, но и подготовить ее. Вы ранее в такой ситуации в своей тренерской карьере оказывались? Насколько вам это знакомо?
– Я профессиональным тренером работаю уже 22 года. В основном главным тренером. Различных команд – второй лиги, первого дивизиона, премьер-лиги. И мне никогда не приходилось оказываться в простой ситуации. У меня не было такого: вот тебе состав, мы все решаем, все нормально, ты только «ставь» игру. Поэтому я человек закаленный, трудностей не боюсь. Прекрасно знаю, что нужно делать. Программа сборов составлена, она будет выполняться. Комплектование постепенно идет. Сегодня у нас уже есть группа игроков. Приедут еще футболисты, достаточно известные, уровня российской и украинской премьер-лиг. Приедут и иностранцы. Поэтому повторюсь: мы ничего не боимся.
– Логично будет предположить, что в нынешней ситуации, когда нет времени на масштабную селекционную кампанию, вы предпочтете пригласить в команду игроков, возможности которых хорошо знаете.
– Действительно, стараюсь акцентировать нашу трансферную работу на тех футболистах, с которыми работал, которых хорошо знаю, которые подходят под мою идею, под прививаемый мной стиль игры. Речь в том числе о футболистах донецкого «Металлурга», в котором работал до прихода в «Анжи». Вопрос правильный – в нынешней ситуации цейтнота ставку, конечно, нужно делать на тех, кого ты знаешь и кто знает твои требования.
– Насколько коллектив уже сформирован, если опустить формальности, связанные с подписанием контрактов?
– Если говорить о списке игроков, которых мы хотели бы видеть в команде, а у нас достаточно четкое представление на этот счет, то укомплектованы на 100 процентов. А если исходить из того, что имеем на сегодняшний день, то пока у нас есть 50 процентов состава. От разговоров до переговоров, до подписания контракта путь немаленький. По планам у нас хорошая «банда» собирается. Но удастся ли все осуществить, пока неизвестно. Приходится учитывать определенные нюансы, тот же лимит на легионеров.
– Вам довелось тренировать клубы первого дивизиона. Но наверняка этот турнир претерпел какие-то изменения с тех пор, как вы в нем работали. Что он собой представляет сейчас, на ваш взгляд, с чем придется иметь дело? Верно ли мнение, что на первый план в нем выходит атлетическая составляющая?
– Нет, это большое заблуждение – что в первой лиге только «бодаются», а не играют в футбол. Здесь работают квалифицированные специалисты, играют хорошие футболисты, много ребят из премьер-лиги, довольно интересные зарубежные игроки. Немало в клубах ФНЛ наставников, поработавших в премьер-лиге. Что ж это – там их команды играли в футбол, а в первом дивизионе вдруг перестанут?
Премьер-лига отличается от ФНЛ главным образом тем, что в ней больше сильных легионеров в ведущих командах. Самая большая сложность в первом дивизионе – это перелеты и переезды. График очень жесткий. К примеру, нам по проекту календаря, который еще будет обсуждаться, лететь в определенный отрезок первенства сначала во Владивосток, затем, после домашнего матча, снова на восток – на Сахалин, по расстоянию - почти на Аляску.
– Чем объясняется то, что первый сбор клуб решил провести все-таки в Кисловодске, а не в Турции?
– Мы анализировали ситуацию – основания для такого решения были. Во-первых, те отели в Турции, в которых мы хотели расположиться, были заняты. Лететь в Анкару, в условия среднегорья, не было смысла. Мы команду только собираем, это первый сбор, и нам работу в условиях среднегорья и гипоксии делать нельзя.
Во-вторых, у нас еще нет окончательного состава. Потенциальные новички должны каждый день прилетать, мы должны вести с ними переговоры. В Кисловодске это делать проще, мы здесь все прекрасно знаем.
Кроме того, здесь у нас будет спарринг с хорошим соперником – астраханским «Волгарем». В Анкаре в этом смысле вообще ничего не светило, в лучшем случае полулюбительские коллективы. Так что Кисловодск – оптимальный вариант. Разве что поле здесь не такое, как хотелось бы, но все равно трава достаточно неплохая, можно работать.
А второй сбор, на котором мы будем отшлифовывать то, над чем поработаем в Кисловодске, пройдет в Австрии, в условиях предсреднегорья, которые именно на том отрезке подготовки окажутся кстати. Там мы будем заниматься уже исключительно игровыми аспектами. А сейчас у нас работа комплексная: это и подготовка к сезону, и изучение игроков, и переговоры с ними.
– В чем будет заключаться тренировочная работа на первом сборе? Обычно первые предсезонные сборы полностью посвящают восстановлению физических кондиций.
– Это ошибочно, на мой взгляд. Я так не работаю. И функционально будем готовиться, и над техникой работать, и игровые упражнения совершать. Футбола без мяча не бывает.
– А двух контрольных встреч, которые планируются в Кисловодске, достаточно?
– С учетом того, что у нас будут значительные физические нагрузки, достаточно. Большое количество матчей в этот период может обернуться повышенным травматизмом. Соперника для первого матча мы еще не нашли. В крайнем случае сыграем с «Дагдизелем». А 19 июня как раз встретимся с «Волгарем». На сборе же в Австрии планируем провести три матча.
– Вы уже объявили, что вашими помощниками в тренерском штабе «Анжи» будут Андрей Дмитриев и Вячеслав Молчанов. Об этих специалистах широкому кругу любителей футбола не многое известно. Что можете рассказать о них?
– Андрей Павлович Дмитриев – достаточно известный тренер. Он работал в московском «Спартаке» Андрея Чернышова, в молодежных сборных страны. Со мной вместе он работал в нальчикском «Спартаке», в донецком «Металлурге». Кандидат наук, обладает обширными знаниями по части физической подготовки и вообще хорошо знает футбол. Он будет старшим тренером команды.
Вячеслав Молчанов – молодой специалист, работал со мной в «Краснодаре», в белгородском «Салюте», в Донецке. Он сейчас в Москве, учится в Академии тренерского мастерства для получения тренерской лицензии категории А. Молчанов будет заниматься аналитикой и, разумеется, помогать нам «в поле». Плюс у нас есть Арсен Акаев, тренер вратарей Заур Хапов, специалист по реабилитации Максим Адамович.
– После вашего назначения главным тренером «Анжи», болельщики команды принялись выискивать информацию о вас как о тренере, и обобщенная характеристика, которую они вывели на основе добытых сведений, была такая: «Ташуев предпочитает атакующий, «барселонский» стиль игры». Как бы вы сами определили свою игровую философию?
– Горжусь тем стилем, который привил «Краснодару». Когда принял эту команду, она стояла на вылет из первого дивизиона и играла в сугубо оборонительный футбол. Нам за год удалось привить команде атакующий стиль игры, и со средним подбором футболистов мы очень долго шли на первом месте. «Краснодар» тогда не ставил задачу выхода в премьер-лигу, и путевки в нее добыли те, кто такую цель как раз преследовал, – «Кубань» и «Волга». Мы бились до конца и заняли в итоге пятое место, которое, к слову, предполагало согласно контрактам бонусное вознаграждение, то есть расценивалось однозначно как успех. Но главное достижение того периода – это именно стиль, который появился у команды. Владелец «Краснодара» Сергей Галицкий сегодня говорит: «У нас только атакующий футбол». Он пообещал мне: «Когда построю стадион, приглашу вас на его открытие, потому что вы заложили в команду этот стиль».
Донецкий «Металлург» при мне даже против грандов – «Шахтера», киевского «Динамо», «Металлиста», «Днепра» – играл с позиции силы.
Называть этот футбол «барселонским» я бы не стал. Да, есть акцент на атаку, на креатив, но в то же время на мощную, атлетическую игру. По крайней мере, это идеал, то, что хотелось бы видеть в исполнении команды. Но за этим обычно стоит большая работа.
Думаю, футбол в исполнении «Анжи» будет смотрибельным. Мы будем играть с акцентом на атаку, в быстрый футбол. Иногда это, конечно, мешает результату. Постараемся найти баланс.
Хотелось бы, чтобы болельщики нас поддержали. Они – наши главные судьи. Я человек позитивный, целеустремленный, и за себя отвечаю: сделаю максимум, чтобы команда была успешной.
Сергей Ташуев: «Сделаю все, чтобы "Анжи" был успешной командой»
10 июня 2014 года, 15:42