Новости / Политика

Полпред Сергей Меликов - о безопасности Северного Кавказа, проблемах власти и молодежи

12 мая 2015 года, 17:18
от первого лица Текст: Илья Игнатьев
Год назад, 12 мая, Северный Кавказ вновь попал в поле зрения
всех федеральных СМИ. На этот раз поводом стало создание в
округе новой управленческой вертикали: образовано
Министерство РФ по делам Северного Кавказа и назначен
новый полпред президента России, генерал-лейтенант Сергей
Меликов.
О том, как эти перемены отразились на округе, в эксклюзивном
интервью Сергей Меликов рассказал "Российской газете".
Сергей Алимович, как вы сегодня, спустя год, оцениваете
произошедшие перемены в системе управления округом?
Показала ли новая конфигурация свою эффективность?
Сергей Меликов: Безусловно, эти кадровые и структурные
перемены пошли Кавказу на пользу - новая система
управления позволила четко разделить политическую и
экономическую составляющие, зафиксировать их за
отдельными властными институтами.
За весь комплекс вопросов внутренней политики,
безопасности, повышения эффективности органов
государственной власти, в том числе в части борьбы с
коррупцией, отвечаю я как представитель президента. А
вопросы экономики, инфраструктурного развития,
привлечения инвестиций и поддержки импортозамещения
теперь находятся в ведении созданного Министерства по делам
Северного Кавказа.
Серьезную поддержку нам оказывает курирующий округ в
правительстве России вице-премьер Александр Геннадиевич
Хлопонин. За этот год, на мой взгляд, нам удалось наладить
очень насыщенное взаимодействие, и сегодня получается, что,
действуя каждый на своем направлении, не мешая друг другу,
мы обеспечиваем общий синергетический эффект.
Вы - кадровый военный, генерал, прошедший "горячие
точки" на кавказском направлении. Сложно было
решиться уйти на "гражданку" и стать полпредом, чтобы
отвечать за столь широкий перечень направлений?
Смогли ли вы увидеть округ по-новому на этом посту?
Сергей Меликов: Полагаю, подобные решения любому
человеку даются непросто.
Но мне в определенном смысле было легче именно потому, что
меня воспитала система вооруженных сил. И когда наш
президент и Верховный главнокомандующий Владимир
Владимирович Путин вызвал меня и обозначил новый фронт
работы, поводов для сомнений уже не оставалось. Надо -
значит, будем работать на новом месте. Конечно, новые обязанности принесли с собой и новый угол зрения на ситуацию. Например, именно на нынешней должности я получил возможность оценить значимость системного взаимодействия власти с институтами гражданского общества. Однако и опыт моей прежней работы в регионе очень помогает сегодня. За время участия в спецоперациях против террористического подполья на Кавказе я успел сделать для себя несколько важных выводов, в том числе о том, что апатия и разобщенность власти, отсутствие координации между различными ее этажами - прямой путь к утрате контроля над ситуацией. Еще один касается необходимости противодействия угрозам информационного, идеологического характера - в рядах наших противников мы видели немало обманутых, оболваненных людей, которых увлекли ложными доктринами. Из этого следует и важность общественной консолидации перед общими угрозами: общество, объединенное общей ценностной основой, способно отторгать любые радикальные идеологии, сопротивляться пропагандистским воздействиям. Во многом на основе этих выводов я строю и свою нынешнюю работу. Одним из принципиально важных изменений за минувший год можно считать активное развитие процесса межрегиональной интеграции. В первую очередь, это заметно по новому формату работы - встречам глав округа, которые проходят в разных субъектах. Что они дают? Как в целом у вас строятся взаимоотношения с руководителями регионов? Сергей Меликов: Наш округ очень разный, каждый регион существенно отличается от соседей и в культурном, и в социально-экономическом, и в политическом плане. И все же Северный Кавказ является, по сути, единым пространством, да и территориально он, если сравнивать с общероссийскими масштабами, довольно невелик. И если уж у нас все тут рядом и расстояние между столицами регионов иногда не превышает сотни километров, то значимость эффективного взаимодействия между регионами становится принципиальной. Зачем, например, строить по перинатальному центру с каждой стороны административной границы, если можно построить один действительно мощный современный комплекс и лечить там жителей обоих регионов? В социально-экономической проблематике это не менее заметно. Например, при нашей поддержке разработаны реализуемые в округе основные подходы к промышленному развитию, где межрегиональное взаимодействие является одним из ключевых факторов - производства, создаваемые в каждом из регионов, складываются в общие технологические цепочки, удобные с точки зрения логистики и
привлекательные для инвесторов. При этом они не конкурируют друг с другом - поле для конкуренции у них лежит за пределами Северного Кавказа и даже за пределами России. Что же касается работы с главами регионов, то с большинством из них я был знаком еще во времена службы во главе Объединенной группировки войск. У нас продуктивные, рабочие отношения - я вижу у руководителей субъектов серьезное стремление обеспечить высокие темпы развития своих территорий. В этом есть определенный момент здорового соперничества - никто не хочет отставать от соседей, и поэтому подгонять никого не приходится. Перейдем к теме праздничной: в сентябре в Дагестане будет отмечаться 2000-летие Дербента. В средствах массовой информации то и дело появляются материалы о неготовности города к юбилейным торжествам. Зная ваше внимательное отношение к этому вопросу, хочу спросить: как вы считаете, успеют или не успеют? Сергей Меликов: Праздник состоится в запланированные даты и в полном объеме - это то, что сегодня можно сказать со всей определенностью. Перед нами руководством страны поставлена задача организовать юбилей действительно федерального уровня, учитывая уникальность Дербента как культурной сокровищницы, и мы ее выполним. Однако стратегически цель выглядит более масштабной, чем просто проведение торжеств в Дербенте. Этот город - старейший в России и один из самых богатых по своему наследию - должен быть приведен в состояние, соответствующее его статусу. Из нынешнего глухого уголка Дагестана Дербент необходимо превратить в один из туристических центров, привлекательных и для россиян, и для жителей зарубежных стран. И вот эта цель, конечно, не может быть достигнута в течение нескольких месяцев. Именно поэтому на уровне правительства России приняты решения о продлении сроков работ по развитию городского хозяйства Дербента на период до 2018 года. За это время должны быть решены основные коммунальные проблемы города, приведены в порядок его культурные объекты и архитектурные ценности, созданы новые транспортные возможности. Эта работа, пусть и с определенными шероховатостями, но уже идет. Вопрос для Северного Кавказа, пожалуй, ключевой - как изменилась ситуация в округе в плане обеспечения безопасности? Какие угрозы вы бы назвали сегодня первоочередными? Сергей Меликов: За прошедшие годы она изменилась радикально. Силовым структурам удалось в целом решить главную задачу - рассечь и обезглавить бандподполье, лишить
его каналов устойчивой поддержки из-за рубежа. Обратите внимание: тема активности террористов ушла с первых полос газет, Кабардино-Балкария и Ингушетия, еще несколько лет назад считавшиеся проблемными регионами по экстремизму и терроризму, сегодня в этом качестве уже не упоминаются. О Чеченской Республике и вовсе разговора нет - даже недоброжелатели признают, что это один из самых стабильных и безопасных регионов России. У спонсоров терроризма были серьезные планы на Дагестан, но их удалось сорвать и удержать ситуацию в республике под контролем. Но все же успокаиваться сегодня рано. Несмотря на победы в силовом противостоянии, мы не добились пока аналогичных успехов в идеологическом поле, не смогли включить всех наших граждан, прежде всего молодых, в общую ценностную орбиту. Отсюда, кстати, и известные цифры о более чем полутора тысячах выходцев с Северного Кавказа в рядах "Исламского государства" - это следствие упущений информационного, идеологического характера. Не менее важно и то, что до сих пор не удалось полностью преодолеть социально-экономическое отставание регионов округа от общероссийских показателей. В ряде наших субъектов безработица пока остается слишком высокой, а доступность социальных услуг - крайне низкой. Достаточно сказать, что в Дагестане и Ингушетии некоторые школы все еще работают в три смены. А ведь мы понимаем, что такое социальное, экономическое неблагополучие, отсутствие у людей возможности легально достойно заработать и обеспечить своих детей качественной медициной и образованием, - это серьезная предпосылка к сохранению высокого криминального уровня. Наконец, наиболее серьезной проблемой назвал бы пороки в работе системы власти - закрытость, клановость, коррумпированность. Этот довод напрямую используют пропагандисты террора, указывая на ворующих чиновников и их "дворцы" как причину бедности значительной части граждан. Именно поэтому борьба со злоупотреблениями властью, а также одновременно системная работа по повышению прозрачности и эффективности деятельности государственных органов в регионах и муниципалитетов для меня, как для полпреда, являются ключевыми задачами. Чтобы молодежь не пополняла ряды "Исламского государства", надо предложить ей что-то взамен. Для Кавказа тема, как известно, далеко не праздная. И ваш предшественник - Александр Хлопонин - делал упор именно на развитие молодежной политики. Как сегодня развивается это направление? Есть ли реальные результаты? Сергей Меликов: Александру Геннадиевичу на посту полпреда удалось добиться серьезных результатов в организации работы с молодежью. Именно по его инициативе создан яркий и самобытный
молодежный форум "Машук", который в нынешнем году пройдет уже в шестой раз и который, уверен, сможет по уровню организации и качеству образовательной программы достойно смотреться в одном ряду с крупнейшими молодежными площадками страны. Подобные форумы появились и в регионах округа, сложившись в единую систему площадок-"предмашуков". Удалось во многом повысить эффективность работы органов по делам молодежи на местах. Идеи о том, как поддерживать и по каким векторам направлять дальнейшее развитие молодежной политики в округе, за прошедший год подсказала сама жизнь. Наши ребята смогли сформировать достойное представительство в волонтерском корпусе на зимних Олимпийских играх в Сочи, во время крымских событий активисты с Северного Кавказа, в том числе представители терского казачества, ездили на полуостров, помогали обеспечить порядок и безопасность во время референдума. Очень неравнодушно наша молодежь отнеслась к судьбе переселенцев из восточных регионов Украины. В целом стало ясно, что в молодежной среде округа спрос на патриотизм, на служение Отечеству необычайно высок. Может быть, мои слова покажутся эмоциональными, но я вижу, что Северный Кавказ сегодня является самой патриотичной частью страны. И мы как представители государственной власти обязаны этот порыв поддержать, дать возможности молодым людям реализовать свои устремления. Поэтому было решено внести серьезный патриотический компонент в работу основных звеньев молодежной политики округа. В том числе и в форум "Машук", и в его грантовый конкурс. А одной из главных точек приложения энергии молодых людей в нынешнем году стал юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Активисты молодежных организаций сами выступили с рядом инициатив, приуроченных к празднику. Мы поддержали их, помогли проработать организационные вопросы на местах и в результате получили очень мощную молодежную составляющую в программе празднований. Наши ребята организовывали встречи с ветеранами и восстановительные работы на мемориалах войны, устраивали автопробеги и тематические игры, развернули активность в Интернете и в СМИ. Группы молодых альпинистов покоряли семь вершин Кавказа, а в День Победы в каждой из столиц округа сводные молодежные хоры исполняли военные песни. Праздник стал действительно этапным моментом в развитии молодежной политики в округе, и есть все основания надеяться, что опыт, полученный в последние недели, позволит вывести работу с молодым поколением на новый уровень.
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N6670 от 12 мая
2015 г.
Индекс цитирования Яндекс.Метрика