Новости / Культура


Лента новостей

Изобразительная публицистика Дагестана времен Великой Отечественной войны

08 мая 2014 года, 14:29

В преддверии юбилейной даты – 69-летия Победы над гитлеровской Германией – мы приносим дань уважения и почитания дагестанским художникам и высоко ценим их творческий подвиг в годы Великой Отечественной войны. Война подчинила себе экономику страны, тяжелым бременем легла на плечи народа. Но, несмотря на материальные трудности и лишения, она не могла остановить экономического и духовного развития нашего общества, роста культуры и искусства.

По широте охвата жизни графика, в силу своей мобильности, выдвинулась на первое место. Диапазон изобразительной публицистики военных лет чрезвычайно многообразен, он включает целую систему жанров изобразительного искусства, является сильнейшим идеологическим оружием. Самыми активными и массивными, гибкими и политически старыми являются плакат, карикатура, станковый и журнально-газетный рисунок.

Особенности жизни дагестанского народа в годы Великой Отечественной войны породили неповторимый характер искусства того времени, напряженный ритм художественной жизни. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал действенным идеологическим оружием советских художников. В конце июля 1941 года Военная комиссия оргкомитета Союза художников СССР направила живописцев, скульпторов, графиков, работавших в Москве, в свои республики по месту их постоянного проживания, чтобы на местах наладить выпуск агитплакатов «Окна ТАСС». Уполномоченный в Дагестан Хас-Булат Нухбекович Аскар-Сарыджа, получив необходимые документы и образцы известных плакатов первых московских выпусков, выехал в Махачкалу, где организовал бригаду художников, в состав которой входили Х.-Б. Аскар-Сарыджа, М.-А. Джемал, М. Юнусилау, Д. Капаницын, Ю. Моллаев и молодые начинающие художники С. Салаватов и А. Азизов.

Несмотря на все трудности, связанные с выпуском плакатов, работа не останавливалась. Вначале дагестанские художники выпускали плакаты путем трафаретного способа размножения. Таких хорошо известных плакатов, как «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» Кукрыников, «Родина – мать зовет»! И. Тоидзе, «Воин Красной Армии – спаси!» В. Корецкого, а несколько позднее создавали оригинальные авторские работы. По воспоминаниям Х.-Б. Аскар-Сарыджи, за несколько лет работы они выпустили «более тридцати оригинальных агитплакатов с общим трафаретным тиражом около трех тысяч экземпляров, готовые плакаты отправлялись по плану в города республики и на строительство оборонительных сооружений».

Осознавая необходимость создания все новых плакатов, отражающих многие стороны жизни республики, художники Дагестана предложили редакциям газет, издательству эскизы оригинальных плакатов Ю. Моллаева «Под знаменем партии Ленина вперед на разгром фашистских оккупантов!», а также выполненные коллективом национальных художников «Искали фрицы на Кавказе нефть – нашли смерть!» и «Вышка и крышка». Разрабатывали плакаты, адресованные труженикам села, – «Увеличим поголовье скота и дадим фронту высококачественную мясную продукцию!».

В республиканской типографии Х.-Б. Аскар-Сарыджа проводил свой эксперимент по налаживанию выпуска плакатов типографическим способом. С обработанного картонного клише был отпечатан в цвете плакат Ю. Моллаева «Каждый советский гражданин должен овладеть военными знаниями!» тиражом в тысячу экземпляров. Открывшиеся возможности выпуска печатных плакатов активизировали художественные силы республики. Наряду с М.-А. Джемалом, Х.-Б. Аскар-Сарыджей, Ю. Моллаевым, Д. Капаницыным, в работу по выпуску плакатов включились советские художники, временно проживающие в республике, Спасская, Крымшамхалов, Крицкая, Игумнова, Загорожный.

Ведущее место в тематике плаката занимала героическая тема, в которой нашел широкое отражение массовый героизм дагестанского народа на фронте и в тылу. Она нашла свое решение в плакатах М.-А. Джемала «Дадим фронту высококачественную рыбную продукцию!», «Рыбники Дагестана! Дадим 8000 центнеров высококачественной рыбной продукции!», Ю. Моллаева «Мы победим!», Х.-Б. Аскар-Сарыджи «Каждый пойманный центнер рыбы – удар по фашизму!», «Работать в любую погоду!», Д. Капаницына «Вносите в фонд средства для танков!» и другие.

Были выпущены плакаты и листовки под рубрикой «Дагестанцы – герои Отечественной войны», посвященные подвигам М. Гаджиева, Х. Нурадилова, Д. Джабраилова, А. Сефербекова и других. Очень разные по мастерству исполнения и художественному стилю, они отчетливо объединены стремлением раскрыть тему героизма, показать стойкость народа в борьбе с фашизмом. В этих плакатах, листовках значительность содержания сочетается с элементами публицистичности. Строгий лапидарный стиль в доходчивой форме доносил жизненно важные события фронта и тыла.

Изобразительная публицистика времен Великой Отечественной войны впитала в себя опыт 20-х годов XX века, когда в городе Буйнакске при политотделе XIV дивизии Красной Армии была образована плакатная мастерская «Окна РОСТА», где работали прикомандированные из России художники Д. Федеров, Б. Покровский, Я. Кочетков и Инна Брюнелли вместе с дагестанскими художниками. М.-А. Джемал уже в те годы овладел многими графическими техниками еще до поступления в Ленинградскую Академию художников на графический факультет.

В своей работе по созданию плакатов, листовок, рисунков дагестанские художники времен Великой Отечественной войны, опираясь на завоевание искусства 20-х годов XX века, искали новые формы организованной и творческой работы. Они вели огромную работу по организации городской среды, по оформлению агитпунктов, военных организаций, красных уголков, боевых листовок, организации выставок антифашистских плакатов на заводах, госпиталях, призывных пунктах.

В художественных произведениях получили свое выражение патриотическое воодушевление, возросшее самосознание, интерес к героическому прошлому дагестанского народа. Широко используя традиции советского искусства и предваряя в своем творчестве опыт национальной художественной культуры, художники Дагестана утверждали новые темы и образы. Их искусство тяжелых лет войны оказали активное воздействие на формирование изобразительной публицистики и на развитие последующего историко-художественного процесса республики.

Индекс цитирования Яндекс.Метрика