Накануне, 29 мая, в Махачкале состоялся круглый стол «Сохранение и развитие народов Дагестана», в котором приняли участие представители интелигенции, научной сферы, журналисты и общественники, поэты и писатели, преподаватели родных языков республики.
Основной причиной проведения круглого стола стало обсуждение законопроекта, переводящего обязательное изучение родного языка в общеобразовательных учреждения в необязательное, то есть, в разряд факультатива.
Если законопроект будет принят, то о преподавании уроков родного языка во многих населенных пунктах республики можно будет попросту забыть.
Законопроект рассматривали депутаты НС на заседании, которое состоялось 23 мая в Народном Собрании Республики Дагестан на совместном заседании Комитета по образованию, науке, культуре, делам молодежи, спорту и туризму и Комитета по межнациональным отношениям, делам общественных и религиозных объединений с участием представителей Общественной палаты и членов Правительства РД.
Заседание прошло под председательством спикера дагестанского Парламента Хизри Шихсаидова.
На этом заседании докладчиками было отмечено, что в настоящее время в школах республики изучение родных языков осуществляется с учетом желания и заявлений родителей или их законных представителей, что является неправдой.
Во всех школах Дагестана родные языки изучаются обязательно. По крайней мере, по Закону «об образовании в РД» должны изучаться обязательно. Если это не так, куда смотрит Министерство образования, Рособрнадзор и Прокуратура?
Таким образом, утверждение депутатов, что законопроект закрепит уже сложившуюся практику добровольного изучения родных языков, по меньшей мере ошибочна. Кроме того, согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) на сегодняшний день предметы «родной язык» и «родная литература» входят в обязательную часть Учебного плана и соответственно являются обязательными для изучения предметами.
И по Закону «Об образовании в Республике Дагестан», статья 10, пункт 4: «В государственных и муниципальных образовательных организациях с русским языком обучения обеспечивается изучение родных языков народов Дагестана как обязательного предмета». Видимо докладчики этого заседания не вникали в юридические тонкости этого вопроса, когда говорили, что родные языки в Дагестане изучаются по заявлениям родителей или их ввели в заблуждение.
Принуждать к изучению неродного языка недопустимо подчеркнул президент РФ Владимир Путин на заседании президентского совета по межнациональным вопросам в Йошкар-Оле, в июле прошлого года. В Республике Дагестан никогда не нарушались права граждан Российской Федерации и никогда никого не принуждали изучать неродной для него язык.
В Республике Татарстан другая ситуация, там все жители Татарстана, несмотря на национальность, изучают два государственных языка: русский и татарский. В Дагестане, как государственный изучается русский язык, а остальные родные языки изучаются как родные. И этот вопрос Владимир Путин поднял из-за Республики Татарстан, откуда поступали многочисленные жалобы от представителей не татарской национальности, которые вынуждены были изучать татарский язык.
Дагестан является уникальной республикой, в которой каждый гражданин изучает свой родной язык, несмотря на многонациональность. И никогда от граждан республики ни в какие инстанции не поступали жалобы о навязывании изучения не родного языка, либо о притеснении русского языка. В наших школах со смешанным составом учащихся настолько все налажено, что представители других субъектов Российской федерации удивляются, как это у нас получается.
Так что же предлагается разработанным законопроектом? Законопроектом предлагается уточнить, что преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации осуществляется на добровольной основе не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации, а право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации реализуется в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, с учетом потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). Кроме того, учет мнения обучающихся и их родителей (законных представителей) при выборе языка обучения и воспитания, изучаемого родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик Российской Федерации должен осуществляться на основании письменных заявлений родителей (законных представителей).
Собравшиеся констатировали – для преподавания родного языка необходимо будет одновременное выполнение следующих условий:
- учет потребностей обучающихся и родителей
- возможности, имеющиеся у образовательной организации для преподавания родных языков, то таких образовательных организаций в республике можно будет посчитать по пальцам. Тут будет играть решающую роль патриотизм и любовь к Родине самого руководителя образовательной организации. Тем более что с принятием законопроекта изучение и преподавание родного языка переводится на добровольную основу, что скорее всего повлечет за собой изменения в ФГОС и перевод изучение предмета «Родной язык» и «Родная литература» с обязательной части в часть, формируемую участниками образовательного процесса, т.е. в не обязательную.
Говоря о последствиях, которые повлечет за собой принятие законопроекта, участники круглого стола выделили следующие:
- массовое сокращение учителей, что повлечет за собой социальную напряженность и понижение и без того низкого уровня жизни населения;
- в последующем закроются факультеты национальных языков, и со временем некому будет преподавать даже тем немногочисленным ученикам, чьи родители добровольно захотят, чтобы их дети изучали родной язык, так как никто не поступит учиться на факультет, чтоб стать учителем такой бесперспективной профессии;
- культура народов Дагестана предастся забвению, так как язык – основа культуры;
- массово закроются дома культуры национальные театры и т.д.;
- закроются национальные газеты, журналы, которые и без того сейчас работают на одном энтузиазме редколлегий;
- не будут издаваться книги на национальных языках, и некому будет читать ранее изданные;
- будет перечеркнуто и навеки похоронено все лингвистическое наследие, с таким трудом добытое советский период;
- постепенно будут угасать целые отрасли знаний, например, - сравнительное языкознание;
- обрушатся проекты по составлению словарей, разработка методик онлайн-обучения;
- постепенно исчезнут носители языков народов Дагестана.
Все это через несколько десятилетий приведет к тому, что мы из людей, умеющих говорить, писать и читать на станем этническими дагестанцами – аварцами/даргинцами/кумыками/лезгинами/лакцами/табасаранцами/рутульцами/агульцами. Сюда же можно причислить все языки народов, проживающих на территории республики. Такая же судьба ожидает и малые бесписьменные народности Дагестана.
Участники круглого стола подчеркнули, что этот законопроект антигосударственный, он направлен против конституционных основ России, всегда развивавшейся как многонациональное государство. В этом и уникальность нашего государства.
Как отметили выступающие, законопроект не стал для них неожиданностью. Уже несколько лет наблюдается халатное отношение со стороны руководства некоторых общеобразовательных организаций с попустительства Министерства образования и науки РД, как надзорного органа, к урокам родного языка, когда их ставили в расписании последними, или освобождали детей по любому поводу.
Озвучены были вопиющие факты изъятия учебников родных языков посреди учебного года. Как и каким образом бедные педагоги выкручивались из этой ситуации – этот вопрос никого не волнует.
По итогам круглого стола было принято решение объединиться и сохранить национальные языки, так как это основа культуры каждого народа Дагестана.
Собравшиеся напомнили, что в статье 4, пункт 1 Конституции РД написано: «Языками обучения в Республике Дагестан являются русский язык и языки народов Дагестана». Язык обучения – это значит, все предметы в школе преподаются на этом языке. О каком обучении идет речь в Конституции, если даже изучение родного языка как предмет переводится на добровольность?
Педагоги напомнили, что еще до недавнего времени, в мононациональных школах в начальных классах обучение шло на родном языке, а в старших классах урокам родного языка и литературы отводилось 5 часов в неделю. Это первый учебный план, где родному языку и литературе, и за короткое время, тоже по устному распоряжению Минобрнауки РД почти все школы перешли на второй учебный план.
Необходимо, по словам собравшихся, уточнить, какой учебный план из тех, который предлагает ФГОС, Дагестан берет за основу и сколько часов в неделю в дагестанских школах будут изучать родной язык обязательно. Соответственно надо разработать учебно-методический комплекс и методику преподавания для городских школ.
По итогам круглого стола участниками была принята резолюция, которая направлена врио главы РД Владимиру Васильеву, Председателю Правительства РД Артему Здунову, Председателю НС РД Хизри Шихсаидову и председателю Общественной палаты РД АбдулхалимуМачаеву.