Резонансным для республики в конце 2021 года стало сообщение о том, что дагестанский меценат К. Халилов приобрел эскиз к известной панораме Ф. А. Рубо «Штурм аула Ахульго» на лондонском аукционе Christie’s.
Данный эскиз хранился много лет у внучки Франца Рубо Сильвии. Уникальность работы заключается в том, что она поможет искусствоведам заполнить недостающие пробелы в изучение самой панорамы. Ведь до сегодняшнего момента не было достаточно информации о том, как автор пришел к созданию данной композиции, какими были первые наброски. Судьба панорамы «Штурм аула Ахульго» столь же трагична, как и сюжет изображенный на ней. Большая часть картины была утрачена, из 120 метров батальной сцены и пейзажа осталось всего три фрагмента, которые были бережно отреставрированы и находятся в постоянной экспозиции в ДМИИ им. П. С. Гамзатовой.
Единственное имеющееся свидетельство того, что было изображено на панораме - это чудом сохранившаяся черно-белая фотография из архивов Эрмитажа, сделанная на выставке в Санкт-Петербурге в 1911 году. Однако, увидеть и иметь возможность изучить авторскую задумку и первоначальную идею автора является бесценной находкой.
Эскиз имеет не такие масштабные размеры как финальная панорама, 173 см. в длину и 31 см. в ширину, и выполнен маслом на подготовленном холсте с дополнительной работой карандашом. Так как разница в масштабах существенная, то на эскизе не прорисованы фигуры участников битвы, они схематически и, в основном, за счет цвета и плановости изображены резкими мазками краски. Также туманно и условно прорисован ландшафт, но все же единство эскиза и панорамы четко прослеживается.
Именно с помощью эскиза художник решает основные композиционные задачи: подбирает оптимальный формат полотна, характер освещения, размеры объектов, цветов палитру, ландшафт, расположение и роли персонажей. Однако, эскизы редко становятся законченными художественными произведениями, и поэтому, только пройдя с автором пусть от эскиза до финальной работы, мы можем прочувствовать первозданную идею, увидеть его глазами историю того времени, а главное проследить изобразительную эволюцию картины. С уверенностью можем сказать, что эскиз Франца Рубо является ценным вкладом в культурное богатство республики и дает множество новых тем для научных исследований.