Шипящую змею он достает специальным пинцетом, дальше пользуется лишь ловкостью рук. У него нет права на ошибку: если схватить змею, хоть на сантиметр ниже или выше, укуса не избежать.
У этих бесстрашных змееловов даже нет в аптечке противоядия. Так, в этой лаборатории, дважды в месяц у самой опасной змеи Гюрзы, извлекают ценный яд. Один его грамм оценивается дороже золота.
Когда-то змеиным ядом смачивали наконечники стрел, травили соперников и на основе этого же яда делали лекарства для больных.
Изучать змеиный яд начали всего каких-то сто лет назад. Именно тогда родилась одна из самых опасных и редких профессий на планете — профессия змеелова.
Змеиный яд - основа многих эффективных лекарств. Медики утверждают, что с его помощью можно вылечить некоторые виды опухолей, эпилепсию, гемофилию и другие заболевания. Сегодня Серпентарий, сотрудничает с фармацевтическими предприятиями Индии и Германии. В нашей же стране пока особого интереса к змеиному яду не проявляют.
В среднем эти змеи живут до 10 лет. Они предпочитают разнообразие в еде. Гюрза может категорически отказаться от поднадоевших мышей, и потому специально для них в питомнике выращивают крыс и перепелок. Содержат змей в ячейках, где все максимально приближенно к естественным природным условиям.
В одном грамме яда содержится 16 различных ферментов. Уже доказано, что они способны оказывать воздействие даже на раковые клетки.
За сезон гюрза линяет до 6 раз. Старую чешую в серпентарии не выбрасывают. Местные чабаны забирают ее для лечебных целей. Говорят, в измельченном виде шкурка помогает лошади при кашле. Ученые-герпетологи этой опасной работе посвятили всю жизнь. Они ищут в яде змеи что-то настолько ценное, что риск для собственной жизни отходит на второй план.
Эльмира Алхаматова