Новости / Политика

Сергей Меликов выступил перед дагестанским парламентом с отчетом о результатах деятельности за 2021 год

31 марта 2022 года, 23:18

     Глава Дагестана Сергей Меликов выступил сегодня, 31 марта, перед Народным Собранием Республики Дагестан с отчетом о результатах деятельности Правительства Республики Дагестан за 2021 год.

     «Уважаемые депутаты Народного Собрания Республики Дагестан и приглашенные!

     В соответствии со статьей 78 Конституции Республики Дагестан представляю отчет о результатах деятельности Правительства Республики Дагестан за 2021 год с учетом вопросов, поставленных Народным Собранием Республики Дагестан.

    Нынешний отчет проходит в условиях грандиозных событий, имеющих судьбоносное значение не только для нашей страны, но и для всего мира.

    На основе всестороннего и глубокого анализа международной военно-политической ситуации, сложившейся вокруг Украины в последние годы, исчерпав все дипломатические возможности по урегулированию восьмилетнего противостояния Украины и Донецкой и Луганской Народных Республик, а также в целях обеспечения национальной безопасности нашей страны от нарастающих военных угроз, Президент Российской Федерации принял, может быть, самое трудное, но единственно верное решение. У России не оставалось иного выбора. Именно поэтому подавляющее большинство населения России от Дальнего востока до Калининграда, от северных морей до наших южных рубежей выражает решительную поддержку Верховному главнокомандующему и Вооруженным силам Российской Федерации, участвующим в специальной военной операции.

     Как и во все времена, в составе подразделений, выполняющих самые сложные боевые задачи на передовой, достойное место занимают военнослужащие-офицеры и контрактники из нашей республики. Они проявляют свойственные дагестанцам мужество, отвагу и героизм. Мы можем с гордостью отметить, что первым Героем России в рамках проводимой спецоперации стал наш земляк Нурмагомед Гаджимагомедов. К глубокому сожалению, посмертно.

    Мы искренне скорбим по каждому из воинов, кто пал смертью храбрых на полях сражений. От себя лично, от всего руководства республики, от депутатов Народного Собрания и Государственной Думы РФ выражаю всем родным и близким искренние соболезнования. Раненым желаем скорейшего выздоровления, а их родным стойкости и выдержки.

    Прошу минутой молчания почтить память погибших воинов в ходе специальной военной операции на Украине.

    Мы будем поддерживать их семьи. Мною принято решение оказать семьям погибших материальную помощь из фонда, который мы создаем с участием республиканского бюджета, до 1 млн рублей. Также для оказания помощи прорабатываем вопрос привлечения внебюджетных средств. Думаю, не будет ни одного безучастного человека. Прошу депутатов парламента проводить работу в этом направлении с избирателями на местах.

    Простые дагестанцы не остаются безучастными к тяжелому положению, в котором оказались жители Донбасса и Украины, вынужденные бежать от преступных действий киевского режима. Дагестан сегодня – лидер по сбору и отправке гуманитарных грузов, республика направила около 80 тонн гуманитарной помощи для жителей Донбасса. Это не разовая акция, эта работа системная, оказание гуманитарной помощи продолжается. Наши земляки, сами находясь в непростых условиях, находят возможность помогать людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

 

    Социально-экономическое развитие Дагестана  

 

    Характеристику итогов социально-экономического развития Республики Дагестан за 2021 год, на мой взгляд, нужно оценивать с точки зрения происходящих уже в этом году. Когда мы готовим отчеты или вопросы, необходимо учитывать и внешние факторы. Что влияло на нашу с вами деятельность в прошлом году?

    Это, прежде всего, мировая и внутрироссийская эпидемиологическая ситуация: пандемия распространялась волна за волной, и в Дагестане она практически началась с катастрофы. В 2021 году вы также помните серьезное обострение в июле, да и переход новогодний был очень тяжелый – появлялись новые штаммы коронавируса. Безусловно, это вызвало резкие колебания товарных рынков (кратное повышение мировых цен на нефть и газ), энергетический кризис, рост движения рискового капитала и возрастающий негативный геополитический фон.

    Несмотря на сдерживающее влияние вышеперечисленных факторов, в целом можно сделать вывод, что в 2021 году экономика республики приспособилась к сложившимся условиям и сохранила положительную динамику темпов роста основных показателей социально-экономического развития по сравнению с 2020 годом. В результате индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности увеличился на 4,6%. Рост поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Дагестан составил около 10 млрд рублей, или 119%. Промышленное производство выросло на 5,2%, производство сельскохозяйственной продукции – на 0,5%, строительство – на 2%, оборот розничной торговли – на 1%, объём платных услуг – на 16,6%, среднемесячная заработная плата работников выросла на 6,7% и составила примерно 32 тыс. рублей. Цифры небольшие, но прошу обратить внимание, что все это происходило в условиях пандемии, и там, где производство или другие показатели в разы падали, мы их сумели сохранить и даже добиться незначительного роста, мы смогли сохранить рабочие места, по некоторым показателям сократили безработицу.

    Помимо влияния внешних вызовов была проведена работа по анализу внутренних проблемных вопросов, существенно сдерживающих развитие республики. Они были сгруппированы в зависимости от характера по следующим направлениям: земельно-имущественные, инженерно-коммуникационные (обеспечение населения надежным электроснабжением и газоснабжением, качественной питьевой водой и водоотведением), социальной инфраструктуры (строительство школ, детских садов, больниц, поликлиник, ФАПов), а также по пространственно-территориальному развитию.

    По итогам рассмотрения этих проблем в марте прошлого года на пленарном заседании в Совете Федерации было принято постановление «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Дагестан», в котором наряду с подтверждением наличия в республике большого спектра инфраструктурных ограничений, определены и пути их устранения.

    Подготовленные документы и материалы в последующем мною были представлены Президенту нашей страны Владимиру Владимировичу Путину на личной встрече. Для решения обозначенных вопросов Президентом были даны соответствующие поручения Правительству России.

    В целях выработки основных приоритетных направлений развития Дагестана была продолжена работа по разработке Стратегии социально-экономического развития республики на период до 2030 года. Мы ее привязали ко всем документам стратегического планирования Российской Федерации и полностью трансформировали.

    В настоящее время проект Стратегии-2030 рассмотрен федеральными министерствами и ведомствами и в соответствии с порядком подготовки документов стратегического развития регионов согласован Министерством экономического развития Российской Федерации.

    Мы по ней должны двигаться дальше, потому что в ней определены и сформированы прогнозы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического и пространственно-территориального развития нашего региона.

    В числе стратегических направлений определены развитие человеческого потенциала, социальная защита и безопасность населения, повышение качества и доступности инфраструктуры, устойчивое пространственное и экологическое развитие, развитие экономики и предпринимательства. Обратите внимание, в первую очередь, мы поставили на то, чтобы обеспечить людей социальными гарантиями, работой, достойным уровнем проживания.

    При этом стремительно меняющиеся условия функционирования экономики республики вносят свои коррективы и нам, безусловно, придется серьезно корректировать не только Стратегию-2030, но и государственные программы и проекты, намеченные на среднесрочную перспективу и текущий период.

    Пересмотреть предстоит также модель экономического развития Республики Дагестан, разработанную под методологическим руководством Минэкономразвития России и утвержденную Председателем Правительства Российской Федерации. Указанная модель содержит комплекс мероприятий, направленных на устранение дисбаланса рынка труда, снижение уровня безработицы, ликвидацию отставания темпов создания рабочих мест от темпов демографического роста трудовых ресурсов через реализацию инвестиционных проектов. Общий объем привлекаемых инвестиций составляет более 400 млрд рублей, что позволит создать 65 тыс. рабочих мест. Это показатели, к которым мы должны стремиться.

    Кроме того, в целях реализации инвестиционных проектов предполагается оказание всех видов государственной поддержки.

    В данной модели мы выделили пять прорывных проектов, которые охватывают отрасли промышленность, агропромышленный комплекс, туризм и строительство. Это проекты по развитию каспийского прибрежного кластера, развитию плодоовощного кластера, а теперь я бы сказал – кластеров, на территории Дагестана, не только Южного, второй этап реконструкции аэропорта «Махачкала», стратегический проект «Город обувщиков» и развитие стекольного промышленного кластера. Но мы будем развиваться не только по ним, но и по другим имеющимся 47 инвестиционным проектам.

    Однако именно эти прорывные проекты получают наибольшую государственную или инвестиционную поддержку. Например, в основе проекта развития Прикаспийского кластера лежит госпрограмма по развитию Дербента, которая была утверждена в прошлом году. Она не только прорывная, но и якорная, потому что развитие Дербента будет способствовать развитию других туристических кластеров на территории республики, в том числе прилегающих к Дербенту территорий.

    В 2021 году республика принимала участие в реализации 12 национальных проектов с общим объемом финансирования около 24 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета – 18,8 млрд рублей.

    К сожалению, мы не можем похвастаться своевременным исполнением отдельных национальных проектов. Когда контракты заключаются в четвертом квартале, то по итогам года их исполнение составляет лишь 73%. Все это как раз зависит от организованной работы кабинета правительства при поддержке профильных комитетов Народного Собрания.

    Конечно средства вернулись в текущем году на исполнение уже заключенных контрактов, в первую очередь по национальным проектам «Образование» и «Демография», но здесь речь идет не о потере денежных средств, а о том, что из-за нерасторопности отдельных руководителей, мы не смогли своевременно обеспечить детей детскими садами, учащихся просторными школами (не ликвидирована полностью третья смена), население качественной питьевой водой, а лечебные учреждения высокотехнологичным медицинским оборудованием.

Индекс цитирования Яндекс.Метрика