С начала года Махачкалинский морской торговый порт уже перевалил более 3 млн. тонн нефти, что в 2 раза больше, чем в прошлом году. Дагестанский порт остается также лидером и среди 14 российских портов на Каспии по показателям роста грузооборота. На его долю приходится до 62% грузов от общего объема перевалки в российских портах Каспийского бассейна. Об этом сообщает ГТРК «Дагестан».
Во всем мире нефть – важнейший экономический инструмент. По прогнозам экспертов, именно нефть останется главным энергоресурсом на ближайшие 30-40 лет. Сегодня мировая потребность в этом сырье – 100 млн баррелей в сутки. Расклад более чем оптимистичный для стран-производителей черного золота и тех, кто участвует в транспортировке
За год Махачкалинский порт может переработать около 8 млн тонн нефти и нефтепродуктов. Перевалка наливных грузов занимает до 90% от общего объема грузов. Для этого здесь есть отдельная гавань. На нем 2 пирса, по 2 причала на каждом. Мощность каждого причала составляет по 3¸5 млн тонн.
Работать со странами напрямую, и не только Прикаспийского бассейна – такое вполне реально. Единственный незамерзающий порт на Каспии может позволить себе это. Крупный торговый узел в состоянии принимать сухогрузы максимальной вместимостью до 6 тысяч тонн, а танкеры – до 13 тысяч тонн.
В этом году возобновилась перевалка туркменской нефти через Махачкалу. Прежде ее транспортировка проходила через Баку. Соглашения заключены и с Казахстаном. Отсюда в Махачкалу тоже поступает нефть. Еще из Ирана и в Иран идет через порт перевалка цемента, зерна и других грузов.
Несмотря на то, что для отправки грузов внутри страны поставщики чаще обращаются в Астрахань – из-за низкого тарифа - Махачкалинский порт выдерживает конкуренцию. Мощному грузовому хабу есть что противопоставить: зимой, когда почти все порты России замерзают, для приходящих из разных уголков планеты грузов открываются южные транспортные ворота России.
Сейчас порт пытается расширить номенклатуру экспортных и импортных грузов. В этом году впервые по морю в Иран отправили партию подсолнечного масла. Среди ввозимых в Россию товаров: цемент, арматура и другие строительные материалы.
Днем и ночью бесперебойную работу крупного грузового хаба обеспечивают береговые матросы, докеры, стивидоры. Деятельность Махачкалинского торгового порта обеспечивает доходы для более 10 тысяч человек – своего коллектива и штата партнеров.
Совсем скоро из Махачкалы в Туркмен-Баши будет возобновлено железнодорожное паромное сообщение. В перспективе – откроют и постоянную автомобильную переправу. Так проще и выгоднее. С начала этого года торговый порт перечислил около 220 млн рублей в бюджет и внебюджетные государственные фонды. Крупное налогообразующее предприятие Северного Кавказа ищет новые возможности заработать. Растущие цифры позволяют заключать дополнительные соглашения. Если верить прогнозам, через Махачкалу Россия выйдет на новый уровень торговых отношений с первой экономикой мира. Торговля с Китаем возродит Великий шелковый путь.